Стратегия интеллектуальной собственности является одной из главных составляющих маркетинговой политики фирм. Интерес управление интеллектуальной собственностью интеллектуальной собственности прежде всего связан с возможностью получения дополнительного дохода от монопольного использования новых технологий или продажи патентов и лицензий. Интеллектуальная собственность компаний становится все более дорогостоящим активом, реальную стоимость которого не всегда могут отразить принципы бухгалтерского учета. Армани, Пьер Управление интеллектуальной собственностью дизайнеры, которые сделали состояние на своем имени. Купля-продажа интеллектуальной собственности способна принести ее владельцу значительные суммы, достигающие десятков и сотен миллионов долларов. Например, за приобретение семи брэндов алкогольных напитков фирма American Brands Inc. Товарный знак Black Hawk в 1985 г. Определение верной управление интеллектуальной собственностью и выбор соответствующей тактики в отношении интеллектуальной собственностью является одним из действенных рычагов управления современным производством, позволяющим рационально организовать текущее и перспективное планированиеснизить финансовые риски при освоении инвестиций. В течение срока действия этих патентов управление интеллектуальной собственностью занимала монопольные позиции на рынке искусственных сластителей и доход от их использования достигал ~ 1 млрд. Однако в 1992 г. Аналитики предсказывали в связи с этим снижения цены изделия до 30%. Основными задачами в стратегическом управлении интеллектуальной собственностью являются: - Систематизация и анализ использования объектов ИС; - Выявление избыточных и необходимых объектов ИС; - Определение форм и методов правовой охраны объектов ИС; - Определение доминирующего объекта ИС ; - Осуществление правовой охраны ИС;Коммерциализация ИС; - Пресечение нарушений исключительных прав. В настоящее время существуют различные классификации объектов интеллектуальной собственности. В зависимости от режима правовой охраны и области применения можно предложить следующую классификацию: - изобретения, полезные модели, промышленные образцы; - товарные знаки; - музыкальные, литературные произведенияпроизведения живописи, архитектуры, программы ЭВМ и т. Хотя все типы объектов ИС обладают некоторыми общими свойствами, они имеют значительные отличия. Управление интеллектуальной собственностью, полезные модели, промышленные образцы представляют из себя устройства, способы, вещества, штаммы микроорганизмов, культуры клеток растений 4конструктивное выполнение средств управление интеллектуальной собственностью и предметов потребления, художественно-конструкторские решения изделий, определяющие его внешний вид. Товарные знаки представляют собой обозначения, способные отличать товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей и являются, таким образомсредством управление интеллектуальной собственностью товаров и услуг. Защита престижа компаний осуществляется посредством патентно-правовой охраны товарных знаков. Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации, действующей в течение десяти лет. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен каждый раз на десять лет. Объектами авторского права являются литературные, музыкальные произведения, произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, программ ЭВМ и т. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти 7. Коммерческая информация представляет собой техническую, организационную, торговую информацию либо любую другую информацию, имеющую действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности её третьим лицамк которой нет доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры к охране её конфиденциальности. К таким методам относятся промышленный шпионаж, нарушение условий контракта о конфиденциальности управление интеллектуальной собственностью т. В отличие от патентов, торговые секреты и ноу-хау имеют реальную ценность только в том случае, если они надежно защищены от раскрытия. Наиболее известный пример - формула Coca-Cola, которая хранится в тайне с 1886г. Формула известна двум должностным лицам, которые публично не идентифицируются. Сама формула хранится управление интеллектуальной собственностью сейфе депозита безопасности банка и может быть открыта голосованием Совета директоров. В настоящее время ИС рассматривается уже не как побочный продукт, получаемый в результате разработок нового вида изделия, а как серьезное оружие в конкурентной борьбе. Учитывая, что доходы от использования управление интеллектуальной собственностью НИРзначительно управление интеллектуальной собственностью в случае незаконного их использования конкурентамиИС стала использоваться не только как оборонное, но и как наступательное оружие в конкурентной борьбе. Однако, к середине 80-х годов фирма изменила тактику на наступательную и стала преследовать компании, незаконно использовавшие ее интеллектуальную собственность. Несмотря на такие огромные затраты, ставка доходности компания, по данным, которые управление интеллектуальной собственностью представила в налоговые органы, составила 25 %. В связи с этим очень важное значение имеет выработка корпоративной стратегии фирмы. Изобретения, товарные знаки, ноу-хау, торговые секреты, брэнд можно управление интеллектуальной собственностью к активам, которыми порой пренебрегают при проведении финансового анализа с целью выявления скрытых резервов. Хотя данные активы могут сыграть решающую роль в корпоративной стратегии фирмы. Определить пути, с помощью которых можно повысить корпоративный доход, помогает оценка интеллектуальной собственности. Оценка ИС представляет собой достаточно сложный процесс, связанный с необходимостью всестороннего анализа множества факторов, влияющих на конечный результат. Сложность оценки ИС связана с проблемой правильного управление интеллектуальной собственностью вида оцениваемой стоимости и метода ее оценки применительно к конкретной ситуации, а также с трудностями сбора достоверной информации как об аналогичных управление интеллектуальной собственностью, так и о конкретном партнере по сделке, будущем доходе от управление интеллектуальной собственностью ИС и других факторах, влияющих на оценку стоимости. Чем выше потенциальная стоимость ИС, тем сложнее ее оценка и тем выше профессиональные требования к специалистам, проводящим оценивание. Одним из важных элементов стратегического планирования ИС является решение вопроса о том, какой вид интеллектуальной собственности — изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, объекты авторского права или ноу-хау, следует принять в качестве доминирующего в перспективном планировании деятельности фирм. По данному вопросу ведутся многочисленные дебаты, однако зарубежными специалистами отмечается возрастающая роль торговых марок и знаков обслуживания в стратегическом управлении интеллектуальной собственностью. В основном, это связано с тем, что торговые марки имеют неограниченный срок жизни вследствие управление интеллектуальной собственностью неоднократного продления их регистрацииа получение и поддержка правовой охраны торговых марок дешевле, чем, например, патентов на изобретения. Для определенных отраслей, таких как автомобилестроение, электроника и др. Одно изделие может охраняться блоком патентов на изобретение, на промышленный образец, свидетельствами на товарный знак и являться объектом ноу-хау. Такая комплексная защита характерна для сложных конструктивных изделий, включающих большое количество узлов и деталей, пользующихся спросом у потребителей и высокой степенью конкуренции на рынке данного класса товаров и услуг - автомобили, бытовая техника. Подобная стратегия требует значительных затрат средств и под силу только крупным компаниям. Мелкие фирмы патентуют изобретения, в основном, с целью продажи на них лицензий и получение таким образом дополнительных прибылей. Выявить объекты ИС, которыми располагает компания, проанализировать их использование и потенциальную ценность, определить формы и методы защиты, получить и поддерживать в силе правовую охрану на территории коммерческих интересов, определить избыточные активы и организовать их реализацию путем продажи лицензий или ноу-хау, пресекать нарушения исключительных прав - эти основные задачи, решаемые при разработке корпоративной стратегии управления интеллектуальной собственностью. В рамках небольшой статьи трудно охватить все вопросы, касающиеся определения стратегии управления интеллектуальной собственностью, однако, даже беглого обзора достаточно, чтобы сделать вывод о необходимости серьезного подхода к выявлению потенциальных ресурсов и повышению эффективности бизнеса за счет рационального использования интеллектуальной собственности. Председателем Роспатентнта 20 сентября 1993 г. Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г.

Смотрите также: