Сущность, сущность прокурорского надзора, задачи и основные направления прокурорского надзора Сущность, цели, задачи и основные направления прокурорского надзора Прокурорский надзор — это специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации сущность прокурорского надзора состоящая в проверке точности соблюдения Конституции Российской Федерации исполнения законов, действующих на сущность прокурорского надзора территории. Ее содержанием является: выявление фактов несоблюдения Конституции РФ и нарушения требований законов; установление виновных в правонарушениях; принятие мер к устранению правонарушений их предупреждению; наказание виновных. Из сущность прокурорского надзора принципиально важным для усвоения содержания сущности прокурорского надзора является то, что 1 Прокурорский надзор — это специфический вид государственной деятельности, которую кроме прокуратуры не могут осуществлять никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения или должностные лица. Важность этого положения в том, что прокурор, осуществляя надзор, выявляет сущность прокурорского надзора, принимает меры к их устранению и наказанию виновных сущность прокурорского надзора от сущность прокурорского надзора отдельных органов местного самоуправления, сущность прокурорского надзора субъектов федерации, иной представительной, исполнительной или судебной власти, но от их совокупности, объединенных системой государства: интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц приводятся в соответствие с интересами государства в целом. Его отличие от других видов деятельности иных государственных органов определяется спецификой содержания. Это проверка точности соблюдения Конституции РФ, исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону, принятие мер к устранению выявленных правонарушений с помощью средств, представленных законом исключительно прокуратуре. Имея функциональные признаки каждой из ветвей власти представительной, исполнительной, судебной прокурорский надзор не имеет отношения ни к одной из них. Рассмотрим основные понятия прокурорского надзора, как вида государственной деятельности, составляющие терминологию прокурорского сущность прокурорского надзора. Прокурор — это физическое сущность прокурорского надзора, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом вышестоящего прокурора. Прокурор — понятие собирательное, обобщающее. В узком смысле — это руководители прокуратур: Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. В широком же смысле подразумеваются не только вышеназванные прокуроры, но и заместители Генерального прокурора РФ, его сущность прокурорского надзора, старшие помощники, помощники, помощники по особым поручениям, заместители и помощники всех нижестоящих прокуроров — руководителей прокуратур, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты управлений и отделов, действующие каждый из перечисленных прокуроров в пределах своей компетенции. В системе прокуратуры работают также прокурорские работники. Сущность прокурорского надзора ним относятся работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины в органах и учреждениях военной прокуратуры — воинские званияявляющиеся научными сотрудниками или преподавателями научных и образовательных учреждений. Объекты сущность прокурорского надзора субъекты прокурорского надзора. Эти понятия тесно связаны между сущность прокурорского надзора, хотя и существенно различаются по содержанию. Под объектом прокурорского надзора следует понимать предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. В качестве примера можно назвать любое федеральное министерство, орган исполнительной или законодательной сущность прокурорского надзора субъекта РФ, орган местного самоуправления. Субъектом прокурорского надзора следует считать участника сущность прокурорского надзора деятельности — прокурора, сущность прокурорского надзора проверку исполнения законов юридическим или физическим лицом объектом надзора. В прокурорско-надзорных отношениях могут участвовать одновременно несколько объектов и субъектов надзора. Так, исполнение законов может проверяться одновременно на нескольких объектах контрольные, бухгалтерские, иные подразделения одного министерства несколькими прокурорами. Полномочия прокурора — это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления надзорных функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре. К правовым средствам сущность прокурорского надзора надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре или иным федеральным законодательством для осуществления надзора. Они носят процессуально значимый сущность прокурорского надзора. В применении этих правовых средств в целях выявления и устранения правонарушений и состоит суть прокурорского надзора. Правовые средства прокурорского надзора по своему содержанию могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений. Акт прокурорского реагирования — это широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. Так, выявив незаконный правовой акт, прокурор применяет такое правовое средство, как опротестование. Материальным выражением этого правового средства является протест, в котором указывается, какой акт не соответствует закону какому конкретноизлагаются требования прокурора об отмене полной или частичной незаконного акта. Прокурорский надзор, как отмечалось выше, состоит в применении предусмотренных Законом о прокуратуре иным законодательством правовых средств. Закон не дает, да и не может дать обязательных рекомендаций, какие из этих средств и в каких конкретных случаях необходимо применять в целях выявления и устранения различного вида правонарушений. Такие рекомендации вырабатываются в результате научной деятельности и в процессе практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, в методических пособиях, разработках, рекомендациях и методических письмах органов прокуратуры. Совокупность таких научно обоснованных и проверенных на практике методов и приемов способов применения правовых средств составляет методику прокурорского надзора. Составляющие ее методические рекомендации имеют различную степень конкретности. Одни определяют методы осуществления надзора в целом, методы обеспечения его эффективности и сущность прокурорского надзора. В соответствии с этим можно различать общую методику сущность прокурорского надзора надзора и частную методику прокурорского надзора. Стоящие перед прокуратурой задачи, в том числе по выявлению и устранению нарушений законов, прокурор решает, применяя различные правовые средства. Каждое из них может быть применено с помощью различных методов, приемов и способов. Приемы и методы применения одного и того же правового средства например, получения объяснения от должностного лица могут различаться в зависимости от вида объекта, характера правонарушения, конкретной обстановки, собственного опыта работы прокурора и от многих других факторов. Более эффективные приемы применения одного и того же правового средства проверки одного вида законов, могут оказаться нерезультативными при проведении проверки другого вида законодательства. Поэтому в теории и практике прокурорского надзора выработана совокупность наиболее оптимальных приемов и способов применения конкретных правовых средств в целях решения задач прокурорского надзора с учетом конкретных условий и обстоятельств. Такая совокупность приемов и способов применения каждого правового средства и называется такткой прокурорского надзора. Цели и задачи прокурорского надзора тесно связаны между собой. Под целью прокурорского надзора следует понимать результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом и, в частности, ее важнейшая функция — прокурорский надзор. Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и poлью в сущность прокурорского надзора. Наиболее конкретно цели прокуратуры в целом и прокурорского надзора, в частности, определены в ст. Согласно пункту 2 этой статьи целями прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона; обеспечение единства и укрепления законности; обеспечение защиты и свобод человека и гражданина; обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства. Задачи прокурорского надзора по сравнению с целями более конкретны и многочисленны. Задачи прокурорского надзора могут быть разделены на три вида: общие, специальные и частные. Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Федеральным законом о прокуратуре, рядом иных нормативных актов, например, УПК, ГПК. Они заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств: а закрепленного Конституцией РФ, конституциями республик, сущность прокурорского надзора в состав Сущность прокурорского надзора, уставами иных субъектов РФ общественного и государственного строя; б политических, трудовых, жилищных и других личных имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, гарантированных Сущность прокурорского надзора РФ, Конституциями республик и уставами иных субъектов РФ; в прав и охраняемых законом сущность прокурорского надзора государственных учреждений, предприятий, независимо от форм собственности, кооперативных сущность прокурорского надзора иных общественных организаций. Общие задачи подлежат разрешению каждым прокурором, выполняющим надзорные функции прокуратуры. Прокурорский надзор имеет несколько, отраслей направленийразличающихся содержанием законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор. Вследствие этого общие задачи, сущность прокурорского надзора перед прокурорским надзором в целом, являются одновременно задачами и каждой из этих отраслей. Общие задачи могут быть решены только в результате прокурорско-надзорной деятельности в целом. Каждая отрасль единого прокурорского надзора вносит свой «вклад» в решение общих задач. Объем и содержание этого вклада определяется специальными задачами, стоящими перед конкретной отраслью прокурорского надзора. Их суть вытекает из общих задач и определяется компетенцией прокурора в каждой из отраслей прокурорского надзора. Подробно содержание специальных задач каждой из отраслей сущность прокурорского надзора надзора рассматривается ниже в соответствующих разделах курса лекций. В качестве специальных задач можно назвать: своевременное выявление всех незаконных актов, издаваемых перечисленными в ст. Деятельность указанных в ст. Издаваемые ими правовые акты приказы, распоряжения, инструкции и др. Поэтому одной из специальных задач прокурорского надзора в данном направлении является своевременность проверки законности издаваемых актов. Специальной задачей этого же направления надзора является выявление фактов нарушений точного исполнения законов указанными органами, нарушителей этих законов, недопущение безнаказанности за такие правонарушения. Решение общих и сущность прокурорского надзора задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора, в ходе которых прокурор ставит определенные частные конкретные задачи сущность прокурорского надзора решает их. Эти задачи называются частными задачами прокурорского надзора. Они значительно более разнообразны и многочисленны, нежели общие и специальные. Частные задачи различаются в зависимости от отрасли прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от сущность прокурорского надзора условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора. В сущность прокурорского надзора частных задач могут быть названы: - получение полной информации о конкретном нарушении сущность прокурорского надзора - своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону; - обеспечение своевременности обжалования опротестования незаконных приговоров, решений суда и т. По своей сущности прокурорский надзор как специфический вид государственной деятельности — един. Единство это обусловлено едиными для всей системы прокуратуры РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы ее деятельности. Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого прокурорского надзора порождены: - особенностями законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор; - различием объектов и субъектов, исполняющих это законодательство; - различием в полномочиях прокуроров. В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре Законом о прокуратуре выделяются следующие отрасли направления прокурорского надзора: Надзор за исполнением законов ст. В предмет данной отрасли надзора входит соблюдение Конституции РФ исполнение огромного количества чрезвычайно сущность прокурорского надзора по содержанию законов, действующих на территории России. Сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина ст. В этой отрасли осуществляется надзор за соблюдением Конституции РФ и законов федеральными министерствами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными законодательными исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, сущность прокурорского надзора контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определяется сферой правовых отношений, связанных с правами и свободами граждан, предусмотренных в Конституции Российской Федерации и основных федеральных законах. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие ст. В случаях совершения преступлений, посягающих непосредственно на интересы государства государственную федеральную собственность, порядок управления, правосудие и др. Тем самым он защищает интересы государства. Осуществление прокурорского надзора в рассматриваемой сфере правоотношений призвано сущность прокурорского надзора права и свободы не только лиц, совершивших это преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а сущность прокурорского надзора права и свободы иных законопослушных граждан, становящихся нередко потерпевшими от преступления, о чем на практике иногда забывается. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных сущность прокурорского надзора стражу ст. Выделение этой отрасли из единого прокурорского надзора объясняется исключительной важностью комплекса законов, регулирующих важнейшие права и свободы граждан отбывающих наказание, особенностями законов и деятельности органов, исполняющих эти законы. Режим законности распространяется не только на дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность. Лица, чья вина в совершении преступления установлена судом, к которым уже применяются меры сущность прокурорского надзора, также имеют определенные права и свободы. Эти права и сущность прокурорского надзора определены и четко регулируются уголовно-исполнительным иным законодательством. Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами п. Эту деятельность прокурора следует считать частью надзора за исполнением законов государственными органами, исполняющими приговоры и решения суда. Отличительной чертой данной надзорной деятельности прокуратуры является то, что законодателем четко определены субъекты, исполняющие требования законов, а именно сущность прокурорского надзора приставы-исполнители. Основной задачей рассматриваемой отрасли прокурорского надзора является обеспечение законности в деятельности судебных приставов, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные акты. Самостоятельным направлением в деятельности прокуроров является их участие в рассмотрении дел судами. Согласно Закону о прокуратуре ст. Это направление состоит из надзорной иной ненадзорной деятельности участие в рассмотрении судом дел прокурора. В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских иных дел, осуществляет две основные функции. Реализация этой функции, закрепленной в п. Помимо названных основных функций, пунктом 5 ст. А в соответствии с п. Консультация осуществляется для городских сущность прокурорского надзора мобильных номеров. Выберите город из списка Вид консультации: Ваш регион: Ваше имя: Телефон: можно сотовый Ваш вопрос можно кратко.

Смотрите также: