Умственная характеристика на ребенка с тяжелой умственной отсталостью у детей олигофрения — нарушение врожденного или приобретенного характера, главной особенностью которого является патологическое недоразвитие интеллектуально сферы. Преимущественно случаи умственной отсталости наблюдаются у детей из неблагополучных семей, в особенности, если один или оба родителя страдают алкоголизмом. Однако существуют также иные характеристика на ребенка с тяжелой умственной отсталостью патологии, не связанные социальными факторами. При умственной отсталости страдают мышление, внимание, восприятие, речь, поведение, общение с окружающими. Содержание Особенности Умственная отсталость в некоторой затрагивает все функции психики ребенка, в характеристика на ребенка с тяжелой умственной отсталостью познавательную сферу. Ребенок с диагнозом олигофрения испытывает трудности с запоминанием слов, не может сконцентрироваться, внимание неустойчивое. Отмечается скудность речи, слова используются некорректно, реплики неразвернутые, фразы и предложения произносятся с ошибками. Недоразвитие высших эмоций мешает ребенку строить социальные контакты. Восприятие Особенности формирования восприятия у детей с умственной отсталостью характеризуются характеристика на ребенка с тяжелой умственной отсталостью темпом и множеством дефектов. Сужается и замедляется зрительное восприятие, ребенок не может установить характеристика на ребенка с тяжелой умственной отсталостью между объектами, не различает выражений лица, не видит светотени, не воспринимает предмет, если он частично скрыт другим предметом, не различает характеристика на ребенка с тяжелой умственной отсталостью предметы — кошку путает с белкой, компас с часами, предметы классифицирует по роду, а характеристика на ребенка с тяжелой умственной отсталостью виду. В особенности нарушено развитие осязательного восприятия — при попытке распознать объемный предмет путем ощупывания, результат получается значительно ниже нормы. Мышечные ощущения недифференцированные, поэтому определить руками, какой предмет тяжелее или легче дети с олигофренией не способны. Имеются нарушения кинестетического восприятия. Ребенок плохо ориентируется в пространстве, нарушена координация движений, что в дальнейшем затрудняет трудовое обучение ребенка. Тяжелые виды умственной отсталости полностью исключают трудовую деятельность. Недоразвита психомоторика, развитие локомоторных функций замедленно, движения непродуктивные нецелесообразные. Деятельность сопровождается двигательным беспокойством суетливостью. Ребенок двигается угловато, движения характеризуются бедностью, недостаточной плавностью, в особенности жестикуляция и мимика, мелкие движения, мелкая моторика пальцев. Память Особенности нарушения памяти при умственной отсталости заключается в неспособности ребенка быстро запомнить новое. Запоминание происходит только при множественных повторениях, но навык или информация забываются так быстро, что ребенок даже не успевает воспользоваться новыми знаниями. Заученную информацию воспроизводит неточно, усвоение материала происходит с трудом, в основном ребенок запоминает случайно сгруппированные внешние признаки явления или предмета. Отсутствует мотивационный компонент запоминания. Больше всего нарушается развитие логического опосредованного запоминания, в то время как механическая память формируется и хорошо сохраняется. Сложнее всего ребенку вспомнить внутренние логические связи и обобщенные словесные объяснения. Внимание При умственной отсталости наблюдается снижение устойчивости внимания, что мешает ребенку осуществлять целенаправленную деятельность, затрудняет познавательный процесс. Сниженное внимание — важная причина нарушений мыслительного процесса. Дети с трудом воспринимают словесные инструкции, деятельность становится непродуктивной. Сложно вырабатывается непроизвольное внимание. Неустойчивое внимание связано с дисбалансом функций возбуждения-торможения. Один из процессов всегда преобладает над другим. Произвольное внимание теряет целенаправленность, стойкость. Ребенок быстро теряет интерес, отвлекается, чтобы зафиксировать внимание ему приходится прилагать большие усилия. Мышление Мышление детей отличается сильным недоразвитием. Неполноценное чувственное познание, недоразвитие речи, ограниченная практическая деятельность — все оказывает влияние на развитие мышления. Мышление умственно-отсталых детей характеризуется конкретизацией, чаще все умозаключения не являются плодом размышления, скорее воспоминанием. Группируя предметы, ребенок обращает внимание на второстепенные признаки, отсутствует способность обобщать. Смысл метафор и пословиц ребенку не понятен, он не способен перенести этот смысл на реальную ситуацию. Сравнивая предметы, дети с легкостью называют различия, но не могут уловить сходство. Обучение ребенка с олигофренией — нелегкая задача. Он плохо усваивает материал, правила и понятия, заучивает все наизусть, не улавливая смысла, полученные знания на практике применить не может. Дети с умственной отсталостью не способны размышлять, оценивать свою мыслительную деятельность, взвешивать аргументы за и против, поэтому коррекция ошибок вызывает трудности, а результатов работы они предвидеть неспособны. Мышление отличается не критичностью — умственно-отсталые дети всегда уверены, что предполагают и поступают правильно, даже если это не так. Конкретное мышление олигофренов ограничено узким кругом функций, необходимых для обеспечения элементарных потребностей. Отличается не критичностью, непоследовательностью, стереотипностью. Речь У 80% больных олигофренией детей отмечается ограниченная речь. Речь характеризуется косноязычием, которое формируется из-за дефектов речевого аппарата, обилием аграмматизмов, гнусавостью, заиканием. Речь лишена выразительности, вследствие недоразвития высших психических функций. У таких детей всегда возникают коммуникативные проблемы, нормальное общение недоступно. Также общение может затрудняться нарушениями фонематического слуха. Ребенок плохо различает звуки, слова воспринимает нечетко, произнося слова, заменяет звуки. Интенсивное обучение дает возможность детям с умственной отсталостью наладить более менее нормальное общение с окружающими, но речь продолжает развиваться слишком медленно, оказывая влияние на общее развитие психики ребенка. Поведение Поведение детей отличается неадекватными реакциями, динамика которых часто непропорциональна внешним воздействиям. Поведение одних детей характеризуется чрезмерно легкими и поверхностными переживаниями довольно серьезного события, отмечаются частые смены настроения. Поведение других отличается слишком сильными переживаниями по каждому малозначительному поводу. Умственно-отсталые дети воспринимают только тех людей, которые им приятны, предпочитают деятельность, которая приносит удовольствие. Поведение детей насыщено болезненными проявлениями чувств. Одни проявляют малодушие и чрезмерную раздражительность, другие страдают дисфорией. Иногда наблюдаются без причины повышенное настроение, или наоборот, апатия. Важный фактор, влияющий на поведение умственно-отсталых детей — формирование самооценки. Если дома ребенок получает положительную оценку, а в школе — отрицательную, поведение характеризуется упрямством, обидчивостью, драчливостью. Если ситуация не меняется длительное время, такое поведение укорениться в личности ребенка навсегда. Завышенная самооценка формируется на фоне сниженного интеллекта, у незрелой личности в ответ на заниженную оценку окружающих. Даже если ребенок с олигофренией вырабатывает нормальное поведение, удовлетворительно усваивает школьную программу, его роль в обществе остается ограниченной. Им удается закончить ПТУ, устроиться на простейшую работу строителем, швеей, кондуктором. Причины Причины умственной отсталости полностью не изучены. Факторы, которые приводят к нарушениям развития ребенка, действуют в период внутриутробного развития либо в первые месяцы жизни новорожденного. Наиболее распространенные причины формирования умственной отсталости: интоксикации во время беременности, например, употребление алкоголя или сильнодействующих лекарств; заболевания краснухой, скарлатиной, гриппом во время беременности; тяжелое форма дистрофии во время вынашивания ребенка, нарушения обменных процессов в органах и тканях; травмы при родах: сдавливание характеристика на ребенка с тяжелой умственной отсталостью, быстрые, затяжные роды, наложение щипцов; внутриутробное заражение токсоплазмозом; наследственный фактор; воспалительные процессы в мозге и оболочках у новорожденных; нарушение белкового обмена, например, фенилкетонурия; неблагополучная окружающая среда. Наиболее частые причины рождения детей с умственной отсталостью — алкоголизм и наркомания у родителей, в характеристика на ребенка с тяжелой умственной отсталостью у матери. Также особую роль играют материальные условия характеристика на ребенка с тяжелой умственной отсталостью таких семьях. Даже если ребенок родился нормальным, недостаток питания в первые дни, а потом и на протяжении всего детства, ведет к формированию олигофрении. Симптомы Ведущие признаки умственной отсталости — нарушения интеллекта. Обычно признаки нарушений интеллектуальных способностей возникают на фоне различных патологий ЦНС и мозга. Помимо снижения интеллекта, последствиями умственной отсталости становится социальная дезадаптация детей. Симптомы и признаки умственной отсталости проявляются не только в отношении интеллектуальной сферы, но также в эмоционально-волевой сфере, наблюдаются нарушения психомоторной функции и расстройства речи. Признаки заболевания, с точки зрения психиатров, характеризуют олигофренов, как специфических индивидуумов, которые неспособны адаптироваться в социальном пространстве. Интеллект олигофренов никогда не сможет развиться до нормального уровня, даже во взрослом возрасте. Тем более умственная отсталость — процесс непрогредиентый. Общие признаки умственной отсталости: снижен уровень интеллекта; мотивация в поведении отсутствует; мнение полностью зависит от окружающих и внешнего воздействия; отсутствует способность предусматривать последствия действий; неразвито умение держать под контролем инстинктивные порывы; неспособность усваивать знания и применять их на практике; дезадаптация в коллективах; трудности с соблюдением режима дня; плохая успеваемость, неадекватное поведение, неусидчивость, невнимательность, повышенная утомляемость; сопутствующие заболевания: паралич, тик, головная боль, судороги. Диагностика Для диагностики умственной отсталости и её степени для каждого пациента составляется специальный протокол — характеристика детей с умственной отсталостью. Обследование выявляет показатели физического и психического развития ребенка. Диагностика уровня интеллекта проходит с использованием специальных тестов, которые позволяют точно определить уровень интеллектуального развития. В России используется адаптированная версия теста Векслера. Также проводят обследование характеристика на ребенка с тяжелой умственной отсталостью генетического консультирования, чтобы понять причины заболевания у ребенка, проследить наследственный фактор и выяснить, возможны ли случаи рождения детей с аналогичными патологиями в этой семье. Специальная диагностика осуществляется путем исследований амниоцентеза и анализа ворсин хориона. Такая диагностика обнаруживает отклонения и генетические аномалии, патологии в спинном и головном мозге у плода. Обследование могут пройти все желающие женщины возрастом от 35 лет. Именно в таком возрасте рис рождения умственно-отсталых детей наиболее велик. Патологии головного мозга можно выявить, проведя обследование методом УЗИ. Также проводится диагностика путем измерения уровня альфа-фетопротеина в составе крови беременной. Если обследование покажет риск умственной отсталости до родов, мать может сделать аборт и запланировать последующую беременность под контролем медиков. Умственную отсталость, причины которой — генетические факторы, можно диагностировать внутриутробно, для таких целей существует скрининговое обследование, которое проводится на раннем сроке. Диагноз «умственная отсталость» закрепляется у ребенка на всю жизнь, поэтому обследование должно проводиться очень тщательно. Степени В зависимости от степени снижения уровня интеллектуальных функций у детей различают три степени умственной отсталости: легкая, умеренная и глубокая. Дебильность легкая Умственная отсталость легкой степени — дебильность. При легкой степени IQ ребенка равняется 50-60. Внешне поведение таких детей не отличается от сверстников. Обучение проходит с некоторыми трудностями, так как внимание снижено, как и способность к концентрации. Память на удовлетворительном уровне. Дети с легкой степенью олигофрении зависимы от родителей, общение с окружающими затруднено. Такие дети не умеют распознавать эмоции окружающих, ведут себя замкнуто. В дошкольном возрасте им свойственны примитивные игры, неразвитая речь с бедным лексиконом. Школьников можно обучить письму, чтению и манипуляциям с характеристика на ребенка с тяжелой умственной отсталостью. При легкой степени личность незрелая, ребенок не может принимать решения, не анализирует свои поступки. Познавательная деятельность не вызывает интереса, трудоспособность снижена. Имбецильность умеренная Умеренная форма умственной отсталости — имбецильность. При умеренной степени IQ равняется характеристика на ребенка с тяжелой умственной отсталостью. Дети с умственной отсталостью умеренной степени могут обучиться простейшим навыкам, самостоятельно обслуживать себя, могут обучиться писать, читать, считать. Но проживать отдельно и получить образование они не смогут, так как за ними нужен постоянный уход и контроль. Умеренная степень характеризуется замедленным развитием психических функций. Неразвито мышление, восприятие, внимание снижено, речь неполноценная, моторика заторможена. Обучение детей при умеренной степени отсталости в обычной школе невозможно. Трудовая деятельность сводится к паре простейших действий, заученных на механическом уровне. Идиотия глубокая Глубокая умственной отсталость — идиотия. Дети с тяжелой умственной отсталостью имеют уровень IQ ниже 34. Обучение таких детей чему-то новому не представляет возможности. Эмоциональная сфера примитивная, проявление эмоций сводится к двум состояниям — неудовлетворенность и удовлетворение. Речь отсутствует практически полностью, двигательная моторика угловатая, нецеленаправленная. Ребенок практически не может передвигаться самостоятельно, предпочитают сидеть в стандартной позе, раскачиваясь, как маятник. Умственная отсталость глубокой степени сопровождается патологиями ЦНС, деформациями черепа, парезами, параличом, патологиями скелета. Глубокая умственная отсталость нуждается в постоянном контроле, детей рекомендуется поместить в специальное лечебное учреждение, где им обеспечат надзор и лечение. Лечение Если умственная отсталость сопровождается соматическими заболеваниями, как в случае с характеристика на ребенка с тяжелой умственной отсталостью формами олигофрении, то лечение будет проводиться в условиях стационара. Коррекция проблем интеллектуальной сферы проходят с использованием медикаментозной терапии, также будет проводиться специальное обучение, в ходе которого осуществляется адаптация ребенка к социальной сфере и реабилитация. Препараты Конкретные препараты для лечения олигофрении назначаются индивидуально. Применяют ноотропы, стимуляторы нервной системы, витамины, противосудорожные препараты. Определив причины заболевания, доктор может прописать дополнительно йодсодержащие и гормональные препараты. Если поведение ребенка неадекватное, назначают нейролептики и транквилизаторы. Успешное лечение характеристика на ребенка с тяжелой умственной отсталостью комплексного воздействия, поэтому прием препаратов дополняет коррекция речи, индивидуальное воспитание и обучение. Проводятся занятия с психологом и логопедом. Адаптация ребенка в обществе напрямую зависит от интенсивного комплексного лечения. Реабилитация умственно-отсталых детей проводится путем педагогической работы с ребенком и его родителями. Если диагностирована тяжелая форма заболевания, рекомендуется коррекция патологии и реабилитация в специализированном дефектологическом учреждении. Адаптация Психологи считают, что адаптация умственно отсталых детей к социальной сфере вполне возможна, нужно лишь наладить необходимое воспитание и ежедневно проводить работу с ребенком, которая поэтапно введет его в нормальную жизнь. Коррекция интеллектуальных проблем и адекватное воспитание, подкрепленное медикаментозной терапией и физическими упражнениями, дают заметный положительный эффект. Психологи настаивают, что воспитание нужно не только детям, родители также должны пройти педагогическую работу со специалистами. Родителям тяжело принять характеристика на ребенка с тяжелой умственной отсталостью, что их ребенок не такой, как остальные. Поэтому иногда воспитание в таких семьях построено не совсем правильно. Родители боятся сделать неправильный шаг, в семье царит атмосфера самобичевания и характеристика на ребенка с тяжелой умственной отсталостью. Родители быстро теряют веру, что адаптация ребенка к жизненным условиям вообще возможна. Не нужно опускать руки. Грамотно разработанное обучение, воспитание, поэтапная реабилитация со временем покажут, что социализация детей с умственной отсталостью возможна. Профилактика Профилактика рождения детей с умственной отсталостью начинается с серьезного отношения к своему здоровью будущих характеристика на ребенка с тяжелой умственной отсталостью. Планируя беременность, родителям рекомендуется обследоваться у специалистов на предмет хронических заболеваний, проконсультироваться у генетиков. Беременная женщина должна вести здоровый образ жизни. Употребление психотропных веществ и алкоголя категорически запрещены не характеристика на ребенка с тяжелой умственной отсталостью во время беременности, но и до неё! После рождения ребенку нужен постоянный контроль у педиатра. Только в таком случае, при обнаружении отклонений на ранних стадиях, возможно успешное лечение и коррекция проблем. В нашей стране родители не привыкли обращаться к психиатрам и психоневрологам, не понимая, что таким образом могут пропустить момент формирования множества серьезных заболеваний. Родителям важно помнить, что умственная отсталость поддается лечению. Правильный подход и грамотно разработанная коррекция обеспечит высокий шанс социализации ребенка. Он может научиться самостоятельности, получить образование, устроиться на работу, соответствующую его способностям. Вся информация на сайте представлена в ознакомительных целях. Каждый случай заболевания ребенка индивидуален и требует особого подхода. Обязательно проконсультируйтесь с врачом. Любое копирование материалов запрещено.

Смотрите также: